О Бабе Яге

Баба Яга сидела на пороге своего дома. Уже давно ни один человек не захаживал к ней. Разуверились люди в чудесах, волшебстве и доброй помощи. Так и просиживала день-деньской Баба Яга на крылечке. Все дела свои сделает, сядет и смотрит вдаль – вспоминает, как бывало и девицы и молодцы захаживали. Эх, и за советом, и за ужином, и за банькой и мало ли… У Бабы Яги в запасе много чего было… Кто просто за сказкой приходил – обычно девицы, да, ребятишки. Хорошие времена были. Баба Яга прищуривалась, поглядывала на солнышко и улыбалась. Морщинки разглаживались, появлялась мягкость и бабья красота.

Так она сидела на крылечке и щурилась, когда поняла, что сквозь прищур что-то видит. По дороге шел человек. Издали не понять мужчина, женщина? Баба Яга огляделась по сторонам: к ней идет али мимо? Запамятовала с годами, что этой дорогой только к ней и ходят. Встала, пригляделась: «Не, кажись, мужчина». Баба Яга села обратно: «небось, заблудился», — подумала она, «дорогу спросит и пойдет дальше».

Пока Баба Яга так рассуждала, Мужчина и впрямь подошел к заборчику.

«Здравствуйте», — сказал он.

«Здоров, милок. Чай, заблудился. Куда путь-то держишь?», — спросила Баба Яга, продолжая сидеть.

«Мне к Бабе Яге. Вы не Баба Яга, случаем?», — ответил Путник.

Баба Яга с удивлением посмотрела на пришедшего. И, что с ним делать?… Есть она людей давно перестала, а как с ним взаимодействовать подзабыла. Встала Баба Яга, подошла к заборчику и говорит: «Я – Баба Яга. А тебе зачем понадобилась?». Путник облегченно выдохнул и направился к калитке: «Замечательно, я вас нашел! Хожу уже не первый год. Вроде дорога к вам одна, а дойти – ну, никак не получалось. Чуть не отчаялся – но потом решил, что рано сдаюсь – и вот, удача! Это – Вы!» Калитка сразу не поддалась, а Баба Яга к ней с другой стороны подошла и бочком подперла ее. Мужчина в порыве эмоций не сразу заметил, что ему калиточку не открывают. А Бабе Яге аж весело – такой забавный, искренний, даже интересно стало, за чем пришел. «И мужчина интересный», — подумала Баба Яга.

«Ой, простите. Я, видно, что-то не так делаю», — извинился Мужчина, перестав дергать калитку. «А, что не так-то, милок?», — спросила Баба Яга, подпирая калитку. «Обычно, к Бабе Яге доступ свободный», — как-то призадумавшись сказал Мужчина. «Так, это когда было-то?»,- спросила Баба Яга. «Еще сегодня», — сказал Мужчина и достал книжку, открыл страницу, «Вот, нигде нет калиточек не открывающихся. Заборы, да, встречаются. Избушки-на-курьих-ножках, а так…», он посмотрел на Бабу Ягу, и словно видение не Баба Яга ему показалась, а миловидная женщина («Да, чтоб такая первому встречному открыла, да мужика неизвестного впустила?»,- подумал Путник) Видение пропало.

«Так, что там у тебя в сказках-то?», спросила Баба Яга. Мужчина еще раз посмотрел на Бабу Ягу и сказал уверенным тоном: «Я – Такой-то Такой-то, пришел по нужному мне делу к Вам, уважаемая. Могли бы мы переговорить?». «Ну, что ж, можно и переговорить», — Баба Яга себе удивлялась: вместо того, что бы Путника встретить, накормить, напоить, в баньке попарить, выслушать, помочь – она ему тут, то голову морочит, а то, словно, он к ней на работу пришел устраиваться.

«Я к Вам на работу пришел устраиваться», — Баба Яга аж (про себя) «ахнула»: «Это на какую-такую работу? Я вроде объявлений не давала». «Хочу к Вам – помощником. Я начинающий (ну, не совсем начинающий – опыт уже есть) Сказочник. А лучше Вас – Сказочницы нет». Это Бабе Яге понравилось. «Я Вам буду помогать – как скажете, а вы меня возьмите в «подмастерья» — сказке обучаться. Посмотрела на него Баба Яга и зашлась хохотом, да, таким, что Начинающий сказочник, аж мурашки по телу ощутил. «А не испугаешься?», — все таким же пронизывающе-сквозным голосом спросила Баба Яга, которая казалась теперь исполином. Начинающий Сказочник лишь отрицательно помотал головой.

«Ну, пойдем, чаю попьем, а там видно будет», — ровным голосом, приветливо сказала Баба Яга и пошла в дом. Начинающий сказочник – за ней. Баба Яга пока на стол накрывала, чай грела, все думала: «Что ж это за сказки пошли: к Бабе Яге – в подмастерья – сказки учиться писать…, а вдруг ворог какой, или вор, или, этот… конкурент?». Смотрит на него Баба Яга, а в ней нет-нет и Баба просыпается. А та на мужчину смотрит, и уже, причесаться, подкраситься, переодеться…. Баба Яга Бабу задвинула, пальцем пригрозила («Мало девка обжигалась?!») и дальше думает: «Что ж мне с этим начинающим делать?»

Для начала, Баба Яга Начинающего Сказочника в доме оставила, комнату выделила и сказала, что ей подумать надо, да, к нему присмотреться. А он, как водится, пусть пока задания выполняет: баньку Сказочник сам истопил. Ну, и Баба Яга попарилась.

Сидит по утру Баба Яга на крылечке, все дела сделала, на солнышко щурится. Из леса глядь, Сказочник идет, несет и дров и корзинку грибов. Бабе Яге все приятно, да, только в душе что-то непонятное. Сидит Баба Яга на Сказочника смотрит и думает: «Вот, пожалуй, с таким мужчиной я бы сказку сделала – свою, собственную. И он при своем деле сказочном, и я. Так и ощутила Баба Яга поле, да силу свою волшебную. Да, пожалуй, и вместе бы у нас многое ладилось». Сидит, думает так и вздыхает – век то, ее бабий уж по всем статьям к концу близился.

Ну, да Баба Яга долго вздыхать не приучена. Стала о деле думать. Сказке то его научить может и можно. Да, только у Бабы Яги это врожденное и методики нет. Как такой опыт передавать? Разве что через опыт. Ну, и спрашивает она Сказочника: «Ты бы о себе рассказал поподробнее. Кто, чем занимаешься, что хочешь и что ожидаешь от моего учения?». Сказочник дрова рубит и рассказывает: «Я, мол, родом из города, учился разному и песни петь, и по правилам жить, и психологией увлекался. Последнее время все на сказку меня тянет. Вот я и решил этому мастерству обучиться и сколько бы не учился, все чего-то не хватает. А тут одна знакомая говорит: «Тебе бы к Бабе Яге попасть на курсы повышения квалификации.» С тех пор я начал искать к Вам дорогу. А так, у меня и другие планы есть, но сейчас важно почему-то сказкой заняться, сердцем чувствую». «Сердцем чувствую», — отозвалось у Бабы Яги и она одновременно передразнила его. «А я вот что-то нынче сердцем видно не чувствую»,- подумала Баба Яга, задвинула залюбовавшуюся Бабу и вслух спросила: «А у тебя чему научиться можно?». Сказочник задумался: «Могу научить петь, могу научить себя слушать – ну, Вам это не надо, наверное», — спохватился Сказочник. «Как знать, как знать»,- подумала Баба Яга, она сути своей Бабягиновой давно не проявляла. Так, разве что по хозяйству, в быту, приболеет кто — колдонет чего или нет-нет позволит шалость – в ступе полетает, а так…. И она продолжила: «Ладно, завтра в сказку пойдем. Ляж пораньше». Сама пошла в дом. Сказочник посмотрел ей в след и мельком увидел прежнее видение – словно, с порога обернулась (теперь он точно мог сказать – красивая женщина) и зашла в дом. Сказочник был подкованный: либо Баба Яга штучки какие выкидывает, Баба Яга все таки. Либо она сама не знает, что с ней происходит… от такой догадки Сказочник аж застыл с топором над головой… и решил присмотреться и свою версию проверить.

Ни свет ни заря Баба Яга легко поднялась, сделала на метле круг, другой. Протрубила по-звериному и они пошли в сказку. Ох, уж и сказка получилась. К вечеру Баба Яга довольная была, лет сто, а то и двести скинула. Молодость вспомнила. Сказочник хоть и устал, но тоже доволен остался: и коня верного нашел, и меч-кладенец в руках подержал и с Драконом спарринг устроили. Да, сказки нынче не то что давеча. Но Дракон, предупредил – это только разминка. Сказочник даже порадовался, что это только разминка.

На обратном пути Сказочник устойчиво видел Красивую Женщину и спросил: «А Вы давно здесь живете?». «Да, сколько помню себя», — ответила Красавица. «А Баба Яга?». «Так я ж она и есть», — со смехом обернулась к нему Женщина, «Э, да ты, милок, перетрудился сегодня». Тут Сказочник призадумался, может это его глюк? До дому шли молча. «Ну, давай, учи петь, — сказала Баба Яга, — а то дела домашние я и сама могу, а вот петь, это мне по душе». Сказочник все еще прибывал в состоянии вопроса и никак не мог решиться спросить напрямую. ( о Красавице в Бабе Яге проявлявшейся). И стал обучать Бабу Ягу петь. Оказалась наука не из простых. Да, и сказки писать – дело тоже требовало и наблюдательности, и ума, и находчивости и доброты большой. Оказались они оба профессионалы своего дела. Когда Баба Яга сказки рассказывала, Сказочник будто все проживал. Учились они друг у друга.

Баба Яга на все голоса петь стала, ее от природы удивительный, волшебный голос зазвучал гармонично и глубоко. А как петь начала Баба Яга, так стала ее сущность песней изливаться и стала она сама собой становиться. Через их взаимодействие и уроки его расцвела Внутренняя Женщина у Бабы Яги и ей внутри — и счастливо, и открыто. И вдохновение – она сама и песня. И Баба Яга в гармонии, со своей Внутренней Женщиной согласная. А Сказочник уж и не видит Бабы Яги, а лишь – Красивую Женщину…

Сказочник стал сказки ладно сказывать, со смыслом, уроками. Бабе Яге очень достижения ее ученика по душе пришлись. И решила Баба Яга, что пора Сказочника одного в сказку пускать. И дала ему свое наставление на самостоятельную дорогу. Баба внутренняя с любовью на Сказочника глядит и легко его в его путь отпускает с благословением и благодарностью.

А Сказочник перед походом в сказку решил: во чтобы то ни стало найти Бабе Яге ее зеркало. Слышал он, что давно у Бабы Яги было зеркало, то, что душу показывает, и жила Баба Яга всегда с душой своей согласная. Пришел как-то не то ворог, не то вор и подукрал у Бабы Яги вещей, так по мелочи, не далекий, видно, человек был. Не знал к кому попал и, что ценное. Но зеркало унес. Баба Яга хоть и расстроилась, да сильно переживать не сала, а вот мужчинам стала меньше доверять и сторониться с ними отношения строить. Без зеркала не услышала Баба Яга, что это один такой попался на ее пути. И, что мужчины разные бывают и, что им можно и верить и доверять. И стала Баба Яга с тех пор ошибки в рассуждения допускать и, словно разделилась – целостность и гармонию внутреннюю потеряла.

Вот и решил Сказочник найти ее зеркало и вернуть Бабе Яге. Долго ли ходил, коротко, да только добрел до озера одного. Глянул в него и удивился: вода как роса, вкус сладкий, целебный, искрится и песню поет (а слышать как мир поет Сказочник хорошо умел). И песня очень знакомая. Присмотрелся Сказочник к озеру, а это и есть Баба Яга собственной персоной со своими внутренними родниками, с красотой неповторимою, целительная, радушная, глубокая и, отражающая весь мир, и несущая прохладу. «И как такое зеркало хозяйке вернуть?» — вслух спрашивает, а озеро раз и зеркалом обернулось: «Видно, ты знаешь, где живет та, с кем я одно целое. Только будь осторожен. В этом лесу живет Зверь хитрый. Он меня у Бабы Яги украл. Ему сила моя нужна была, подхода ко мне правда он не нашел. Но коли не найдет меня на месте – не миновать погони». Сказочник к себе прислушался, для Бабы Яги он готов был и в честном бою и, если надо, с хитростью сразиться с ворогом. Сходил за мечом, конем, а Дракон сам в сотоварищи напросился. И пошли они Бабы Яги зеркало вызволять. «А нет ли у Зверя-ворога какой слабости?! – спрашивает Сказочник у Зеркала. «Как нет? Есть, — отвечает Зеркало, — Зверь, открытых боев не любит, слабоват он духом». Вышел Сказочник к дому Зверя и говорит: «Выходи Зверь на открытый бой!» А со всех сторон Дракон, Конь все дороги отступления Зверю закрыли.

Делать нечего Зверю, вышел он на «открытый» бой, а сам только и думает, как бы на хитрость выйти. Стал он зубы Сказочнику и его сотоварищам заговаривать. Дескать, в чем дело, о чем сыр-бор? Почто на хорошего человека поклеп возводите, да еще и на бой ратный вызываете. Сказочник ему и объясняет: «Ты чужое берешь, а нам его вернуть надо. Отдашь?» «Так бы и сказали. Было дело – брал чужое. Так, все ж меняется и я нынче долги возвращаю. Видно какой запамятовал. Вам, что отдать то?» «Зеркало Бабы Яги». Зверь сделал вид, что припоминает и говорит: «Было такое, да, только я к нему подход не нашел и выкинул в лесу с раздражения. И где его искать не ведаю!». Сказочник был человек честный, он и говорит: «Мы его нашли». «Так забирайте. Зачем бой?» — сказал Зверь и обратился ко всем: «Может лучше чаю?» «Спасибо, мы лучше пойдем». «Рад, что все разрешилось, — сказал Зверь, — Вы уж простите и Бабе Яге передайте – сожалею очень, сожалею»

Сказочник Зверя слушал, но держался собранным, наготове. А Зверь попрощался с товарищами, в дом зашел и как зарычит внутриутробно. Услышал этот звук Сказочник, понял – Зверь просто так Бабу Ягу (в отражении) не отдаст. И стали они вчетвером с Зеркалом совет держать. А Зверь – козни строить. То трактиром на пути обернется с едой, да с постелью. На ночлег трактирщик зазывает. То оврагом непреодолимым, опасным поперек пути станет. То дождем бесконечным польется.

Баба Яга сидит дома. Еду приготовила, баню натопила – ждет Сказочника. Прислушалась Баба Яга к сердцу своему, а оно в колокола бьет. Что-то неладное у Сказочника. И сказка правильная, да видно не его сказка. А в чужой сказке, если правил не знаешь, можешь и пострадать за наивность свою. И доброта не поможет и сила. Села Баба Яга в ступу и полетела куда сердце ведет. Быстро к полю боя вылетела. Для Сказочника и его друзей они уже километры прошли, а на самом деле, их Зверь кружит, морочит. Они с поляны от его дома не сдвинулись. Почуяло Зеркало Бабу Ягу, засветилось. Увидела в чем дело Баба Яга, поняла, что это вор, ее душевное Зеркало укравший (только недавно оценила Баба Яга истинную цену пропажи). Для Сказочника – ураган вокруг, а то Баба Яга от него и его сотоварищей ненужную для них картинку закрыла. Зеркало знает, что происходит, но Сказочнику, вот что говорит: «Правильное ты дело делаешь – Бабе Яге ее душу возвратить помогаешь, контакт с ней – целостность стало быть. Вот теперь тебе в помощники и силы посильнее пришли. Зверь – герой сложный. С ним, чтобы справиться иной раз помощь нужна. Она к тебе сейчас и подоспела. Знать, ты человек – правильный, достойный».

Как взревет Баба Яга нечеловеческим голосом. Все мороки зверя спали, все чары разрушились. Голосом своим бабаягиным она со Зверя все его гадости сняла, до костей раздела. Мало кто знает о силе такой в голосе Бабы Яги, а кто знает, уж никому обычно не скажет.

Спал ураган. Смотрят Сказочник, его Конь, Дракон и Зеркало, а там, где Зверь был только след от него остался. Дракон аж передернулся, по сторонам посмотрел: «Это хорошо, что я с дурными делами завязал. Ну, силен, брат, — сказал он Сказочнику – на такого врага пошел… Давай, довезу до зазнобы», — улыбнулся Дракон и подставил спину. Только сейчас Сказочник признался себе, что Баба Яга ему в душу запала, как женщина и, что он ей Зеркало вернуть хотел, чтоб она самой собой стала. И готов был уйти. И пока он летел, он еще не решил, но задумался, над тем, что он не думал о том, чтоб сказать ей о своих чувствах, о том, чтобы поговорить с ней о ее чувствах, о том, чтобы поухаживать за ней и о себе и о ней, как о мужчине и женщине. Все летели молча. Видно, каждому было о чем подумать. Баба Яга встретила всех и радушно позвала в гости уставших путешественников. Дракон, Конь отказались. Дракон, уходя, сказал: «Хороша, ты Баба Яга. Сам бы поухаживал, да у меня своя есть».

Баба Яга в жизни от Дракона такого не слышала, но комплимент приняла. Сказочник поужинал, попил, поел, в бане помылся. И потом посадил Бабу Ягу за стол и отдал ей Зеркало. Баба Яга улыбнулась: «Спасибо, это очень ценно для меня». Сказочник отошел в сторону и в этот вечер ничего больше Бабе Яге не сказал. Да и Баба Яга промолчала, ушла к себе.

Баба Яга вышла по утру за дом – кинула Зеркало и разлилось озеро. Баба Яга окунулась. Взор потупила. Была бы она девкой на выданье – ее бы сосватали. Может и Сказочнику была бы она парой. Села Баба Яга на крыльцо, глаза прикрыла, под солнышком сидит. Вышел Сказочник, сел рядом: «Можно я в твоем озере искупаюсь. Баба Яга глаза открыла, смотрит на Сказочника. А он взор потупил. «Хотел без слов. Эх, а еще Сказочник», — подумал он и поднял взгляд на Самую Красивую Женщину, которую встречал. И сказал: «Если ты согласишься стать моей женой, ты сделаешь меня счастливейшим из мужчин. А я обещаю быть с тобой и любить покуда во мне жизнь течет». Баба Яга засмеялась: «Ну, последнее ты загнул, конечно. А вдруг любовь пройдет, или еще какое дело позовет в дорогу. Мало ли чего у людей происходит». Сказочник взял Бабу Ягу за руку: «Это – согласие?» «Это – да, согласие».

Свадьбу сыграли – пол леса гуляло, а другая половина гулять не смогла долго, пораньше по домам разошлись.Такая Бабы Яги суть красивая всем показалась. Стали и люди к Бабе Яге со Сказочником заходить. Видно не люди в чудесах да волшебстве разуверились, а Баба Яга себя теряла. А как вернула себе себя Баба Яга, так все и встало на свои места. Правда, Баба Яга редко на крылечке весь день просиживает, но бывает. И иногда не одна, а со Сказочником. И чудеса на том не закончились. Родила Баба Яга девочку и растила ее по всем законам сказочным. И выросла из той девочки знатная Волшебница и Сказочница. Вся в отца и мать.

И Сказка продолжается до сих пор.

Автор: Олеся Арехова, психолог