Психология срыва

Мы, люди, желающие скинуть несколько лишних килограмм, знакомы с проблемой срыва. С утра мы берем курс на подсчет калорий или диету, заклиная себя, что сегодня точно будем держаться и призываем все свои силы и волю. Но вечером, доедая вкусное пирожное перед сном, мы с горечью осознаем, что и сегодня нам не удалось по той или иной причине сохранить утренний боевой настрой и со знакомым ощущением вины и разочарования мы отправляемся спать, утешая себя мыслью о том, что завтра я точно удержусь, собрав всю волю в кулак.


В чем же причина? Все дело в самом подходе. Приступая к очередной диете, голоданию, разгрузочному дню мы снова и снова помещаем себя в ситуацию запрета и дефицита. А запрет всегда приводит к одному финалу – к срыву, потому что в психике срабатывает механизм возмещения (гиперкомпенсация). Любой дефицит, даже иллюзия нехватки, приглашает потребность к восполнению и созданию запаса. А срыв приводит нас к проживанию столь знакомого чувства вины. Кто из нас не говорил себе: «Опять нажралась, ты же обещала держаться» и т.д. И здесь мы напрямую сталкиваемся с процессами нашей психики.
Давайте немного ознакомимся с тем, что же из себя представляет наша психика. Есть несколько подходов в описании психических процессов, мы обратимся к структурному описанию психики, который принят в транзактном анализе. Структуру нашей психики составляют три состояния Я или эго-состояния — это Родительское эго-состояние, Взрослое эго-состояние и Детское эго-состояние. Это все безусловно и есть мы сами. Эго-состояния — это набор мыслей, чувств и поведений, которые личность переживает в данный момент времени и кусочек нашей психической реальности. Это наше состояние Я куда входят мысли, чувства и поведения.
Родительское эго-состояние мы скопировали у своих родительских фигур. В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. Даже тогда, когда это состояние Я не выглядит активным, оно чаще всего влияет на поведение человека в качестве Родительского воздействия, выполняя функции совести (Э.Берн).
Взрослое эго-состояние — это мысли чувства и поведения соответствующие реальности здесь и сейчас. Человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта (Э.Берн).
Каждый человек несет в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Он порой чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так ж е, как это делал в детстве. Это состояние Я называется «Ребенок». Его нельзя считать ребяческим или незрелым, это состояние только напоминает ребенка определенного возраста, в основном двух-пяти лет. Возраст в этом состоянии Я является важным фактором. Надо, чтобы человек понимал себя в состоянии своего Ребенка, и не только потому, что он «сопровождает» его в течение жизни, но еще и потому, что это одна из самых значимых сторон его личности (Э.Берн).
Теперь легче понять, что же происходит с нами. Садясь на диету, мы создаем себе запрет и ограничение (Родитель), который вызывает бунт и саботаж, и который затем сменяется чувством вины (Ребенок). Намерение внутреннего Родителя – следить за тем, как Взрослый справляется с задачами, как он их направляет, позволяет ли он им добиться удовлетворения, если да – то в какой форме. И если удовлетворение достигается путем, который Родитель не одобряет, тогда человек переживает невыносимый стыд или вину.
Запускается механизм борьбы внутренних сил и диета здесь лишь одна из декораций на сцене внутреннего конфликта созданная для того, чтобы вновь и вновь проживать это состояние. Наличие повторов всегда говорит о том, что психика стремится к разрешению внутреннего конфликта.
Достижение стройности лежит за пределами борьбы внутренних психических сил Родителя и Ребенка. Сценарий «Диета – срыв» будет оставаться одним и тем же до тех пор, пока мы не утвердимся в принципе реальности, в эмоциональной зрелости, т.к. именно она является средством достижения цели.
Зрелость подразумевает, что человек обладает определенной свободой для осуществления своих потребностей и при этом он в достаточной степени принимает во внимание окружающую реальность.
Автор: Наталья Чемякина,
психолог ЦСПиП «OM Time»