10-12 лет – время, предшествующее половому созреванию. Протекает этот период у всех по-разному: у кого-то более или менее безболезненно, а кому-то этот процесс психологически дается непросто. Сопровождается он как изменениями во внешности, так и в характере. И сделать здесь ничего невозможно, ибо с природой не поспоришь. Многие дети стесняются происходящих с ними физиологических изменений, и задача родителей – подготовить ребенка к тем метаморфозам, которые вот-вот полностью изменят его тело.
Анатомо-физиологические особенности детей 10-12 летнего возраста
В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Это период бурного и неравномерного физического развития:
1. Происходит ускорение роста, интенсивно происходит рост скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость.
2. Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению. Следите за тем, чтобы ребёнок не уставал при длительной физической нагрузке, давайте ему отдохнуть.
3. Диспропорция сердечнососудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли.
4. Нарушения со стороны нервной системы:
- повышенная возбудимость;
- вспыльчивость;
- раздражительность;
- склонность к аффектам (кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, связано с неудовлетворением жизненно-важных потребностей).
Психологические особенности учащихся 5-6 классов
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка:
1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания).
2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.
3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется
Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Вы, родители, должны знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия
Психологические особенности возраста
В целом, у значительного числа подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.
Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня — я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.
Интенсивное развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления, его социализации
В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка становится для него той реальностью, в которой он начинает оценивать себя как то, что он есть на самом деле. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство “какой я?” вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой — повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.
Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др. Важно, насколько его тело соответствует стереотипному образу маскулинности (мужественности) или феминности (женственности). Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).
Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя. Формируется стремление быть и считаться взрослым.Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.
Особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной (что довольно редко встречается в этом возрасте) он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.
Важным моментом является противоречивость самохарактеристик, особенно для мальчиков. Так, в сочинениях на тему “Какой я?” подростки пишут: “Я хороший, честный, иногда вру родителям…” и т. п.
Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится появившийся интерес к вопросу “Каким я могу стать в будущем?” Именно с таких размышлений начинается перестройка мотивационной сферы, обусловленной ориентацией на будущее (Н. Н. Толстых).
Согласно данным статистики
- Подростковый возраст характеризуется высоким уровне тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью, своими физическими характеристиками
- 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста
- 60% девочек этого возраста испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности
- Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости обладают более высоким статусом в детском коллективе и наоборот.
- Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок
- По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет увеличивается конфликтность подростков.
Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников
Школьная дезадаптация встречается у подростков чаще, чем в другом возрасте – в 18-20% случаев по сравнению с 5-8% в начальной школе (по данным В.В. Гроховского)
Школьные проблемы и трудности, возникающие при переходе на следующую ступень обучения
Увеличивается количество учителей. И у каждого свои требования.
Учителя основной школы часто не делают различий между пятиклассниками и десятиклассниками
Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создают ещё большую неопределённость для ребёнка.
Уроки проводятся в разных кабинетах.
Может меняться состав коллектива.
В первой четверти пятого класса оценки по основным предметам могут быть на бал ниже выпускных. Обратите внимание, если ваш ребёнок:
- В письменных работах пропускает буквы
- Не умеет применять правила, хотя знает их формулировки
- С трудом решает задачи по математике
- Плохо владеет умением пересказа текста
- Невнимателен и рассеян
- Неусидчив
- С трудом понимает объяснения учителя
- Не умеет самостоятельно работать
- Постоянно что-то где-то забывает
- С трудом ориентируется в пространстве (в том числе и в собственной тетради)
- Испытывает страх перед уроками, учителем, контрольной работой
- Часто меняет приятелей, ни с кем подолгу не дружит
- Одинок.
Не оставайтесь один на один с трудностями и вашими переживаниями, позвольте специалистам вам помочь!