Системные семейные расстановки — метод, предложенный в 80-х годах прошлого века немецким теологом, психотерапевтом Бертом Хеллингером. Метод относится к краткосрочной глубинн ой терапии.
Метод основан на том, что за нашими действиями, поступками, нашими успехами и неудачами стоит движение любви. Каждый человек несет в своей душе образ семьи и любовь к ней. И решая многие проблемы, важно учитывать влияние своей семейной системы. Расстановка дает возможность увидеть это влияние и понять проблему более широко, что приводит к нахождению решения, обнаружению ресурсов для воплощения решения в жизнь и для самой жизни.
Когда человек приходит к психологу со своим запросом, он не приходит один. Он всегда связан со своей нынешней семьей, родительской семьей, своим родом, и т.д. К семейным системам относятся все наши кровные родственники, а также люди, отношения с которыми оказались в области сохранения жизни, целостности семьи или, напротив, привели к тяжелым последствиям.
Также в семейные системы входят умершие, нерождённые. К системам относятся люди вне зависимости от того, владеет ли человек о них информацией, знаком ли с ними или вообще ничего не знает о факте их существования. И запросы, которые человек озвучивает, эффективнее и экологичнее решать с учетом этих и многих других связей.
С учетом его места в его семейной системе, порядка и иерархии в этой системе, баланса сложившихся семейных связей. Порой именно нарушения в этих составляющих оказываются причиной многих проблем человека.
В расстановках при помощи группы (или индивидуально) и при участии ведущего (расстановщика) эти нарушения могут быть выявлены и восстановлены.
Классические расстановки — это групповой метод, также расстановки в некоторых случаях могут проводиться индивидуально.
В каких случаях расстановка может помочь:
Поиск причин семейных конфликтов и путей их решения
- Сложные отношения с родителями и родственниками (нехватка любви в отношениях; обиды; затянувшиеся, повторяющиеся ссоры, повторение судьбы кого-то из родственников и др.)
- Отношения в паре (сложность или невозможность создать прочные отношения, кризисы отношений в паре, предшествующие партнеры, незавершенные связи, любовные треугольники, страхи, сексуальные проблемы и др.)
- Отношения с детьми (необычное поведение, не связанное с воспитанием (гиперактивность, агрессивность, вялость, невнимательность), плохая адаптация и успеваемость в школе, девиантное поведение подростков, неожиданные или хронические заболевания, трудности в общении с детьми, трудности в воспитании детей от разных браков, приемных детей и в неполной семье.)
Личностные запросы
- Постоянные внутренние конфликты и противоречия, низкая жизненная сила. Чувство одиночества, обиды, вины, гнева, состояние подавленности, апатии, депрессии, ощущение себя жертвой, приступы ярости, агрессии, страхи.
- Психологические травмы, посттравматические расстройства.
Проблемы, связанные с реализацией в жизни
- Ощущение себя не на своем месте, как будто живешь не своей жизнью;
- Сложности с работой (конфликты на работе, частая смена работы, повторяющиеся ситуации и др.)
- Сложности в постановке целей, их достижений, в выборе;
- Финансовые затруднения (финансовая нестабильность; большие необоснованные траты; повторяющиеся ситуации, связанные с деньгами, с бизнесом. Страхи и негативные убеждения, связанные с деньгами).
Проблемы со здоровьем
-
- Хронические и наследственные заболевания;
- Болезненные состояния, плохо поддающиеся диагностике и медицинскому лечению;
- Повторяющиеся несчастные случаи;
- Страхи, негативные убеждения, связанные с болезнями и здоровьем;
- Частое недомогание, хроническая усталость и др.
- Расстановки не являются заменой медицинскому лечению, но могут повысить его эффективность.
Люди, приходящие на расстановки со своими запросами или в качестве заместителей, отмечают особенность и нестандартность метода, его эффективность в понимании происходящего и нахождении образов-решений для разнообразных запросов. Дополнительными эффектами участия в расстановках (в качестве заместителей) являются развитие чувствительности, интуиции, лучшего понимания себя и других.